История первая, поведанная моим другом Андреем Ивановичем
Анрей Иванович, работавший в те незабываемые застойные времена на ЗИЛе инженером в лаборатории трансмиссий,
ездил на автомобиле ВАЗ-2121. Как-то раз, он попросил своего знакомго (представителя Гродненского завода автоагрегатов, который регулярно бывал
на ЗИЛе по поводу списания очередной партии Зиловских карданов в брак)
в виде дружеской услуги привезти ему хороших крестовин для Нивского кардана,
т.к. купить их в свободной продаже тогда было очеь трудно. Знакомый не
отказал в просимом и Иваныч собрал свои карданы с новыми крестовинами.
Радости ему это не принесло, так как машину после этого стало трясти уже
при скорости 35км/час. Иваныч грамотный инженер и опытный автомобилист,
он долго разбирал и собирал кардан, пытаясь понять, что же он неправильно
собрал. Время шло, Иваныч разбирал-собирал, разбирал-сибирал, смотрел на
все это и не мог понять, что же не так. Так продолжалось долго, пока он,
болезный, не решил-таки поставить свои старые, предусмотрительно не выброшенные
крестовины. И тут свершилоь чудо - после сборки вибрация существенно
уменьшилась. Когда не на шутку озадаченный Иваныч стал разглядывать новые
крестовины, он легко обнаружил видимую невооруженным глазом их асимметрию,
которая при инструментальном контроле составила 5,4 мм.
История вторая, ставшая естественным и органичным продолжением первой
Когда наш дорогой Иваныч в очередной раз по долгу службы встречался со своим знакомым с Гродненского завода, он поведал удивительную (для человека, знакомого с технологией изготовления крестовин) и печальную историю кривых крестовин. Человек с ГЗАА вместе с Иванычем подивился и расстрогавшись, пообещал привезти специально отобранные
карданы для Иванычевой Нивы.
Новые карданы на поверку, с точки зрения вибрации, оказались ещe хуже старых. Иваныч тогда решил их отбалансировать в своей лаборатории. И,
интересное дело - в результате оказалось, что на одном из карданов пришлось
имевшиеся с завода балансировочные грузики срезать
и наварить в совсем других местах, один даже диаметрально противоположно
исходной позиции. На другом кардане история почти в точности повторилась.
После балансировки проблема с "неустранимой Нивской вибрацией"
была практически полностью решена. Хотя , конечно, мы знаем, что в Ниве
есть и другие источники вибрации: раздатка, резиновая муфта промежуточного
вала между КП и раздаткой, двигатель, колеса.
В очередной раз встретившись с
человеком с ГЗАА, Иваныч поведал тому о своих злоключениях с карданами
и расспрашивал заводчанина, как такое могло быть, что вроде-бы сбалансированный
кардан, был на поверку совсем не сбалансирован. И тогда его знакомец раскрыл
"Ноу-хау" своего предприятия, оказалось, что валы без балансировочных
грузиков не пропускает ОТК, а станок для балансировки валов для Нивы был
давным-давно сломан, поэтому грузики ляпают от балды-фонаря.
В народе бытует много предрассудков,
и один из них- это то, что кардан или не вибрирует, или надо просто менять
в сборе. На самом деле, в нашей стране, как минимум, каждый второй кардан
на отечественных автомобилях нуждается в балансировке и каждый пятнадцатый
на иномарках, а про грузовики и говорить нечего- там все шумит и вибрация
кардана на общем фоне трудноразличима для непридирчивого или неопытного
человека. Про необходимость балансировки карданные валы после любого ремонта
пишут во всех книгах, но народ эти рекомендации по привычке игнорирует.
А надо учитывать, что вибрация весьма вредна для здоровья, увеличивает
утомление, ускоряет многократно скорость износа деталей и узлов автомобиля.